Неутомительное путешествие,

или

железнодорожная археология в самом центре Калининграда

 

Эх, железная дорога!
Ох, стальная магистраль!

Юрий Шевчук      

.Кафедральный собор Калининграда-Кёнигсберга. Расположен на острове Кнайпхоф (Kneiphof), он же-остров Канта. Первое упоминание о строительстве Собора-1333 год. Собор сгорел во время бомбардировок в августе 1944. Ныне восстаноален как культурный центр.

 

Там,где есть железнодорожная ветка, не может не быть интересного.

Александр Попадин, "Местное время"

Текст в результате получился загадочный, с лёгкой шизоикой

Александр Попадин, "Хроника хрёна"

Das ist Konigsberg anno 2002

Все любят читать путевые отчеты ,и я в том числе. Но сам я для подобных вещей слишком ленив. И я не один такой. Просто остальные скрывают это. А я человек честный (и очень скромный:) .Однако совершить какой-либо железнодорожный поход все-таки хочется. Обратно же, будет чем похвастаться перед другим.

Итак:

Дано: необходимо совершить железнодорожную экспедицию с минимальной затратой сил и времени.

Найти: где и как можно это сделать

Решение: расположен на крайнем западе нашей по-прежнему необъятной родины замечательный город Калиниград. Тот, который бывший Кёнигсберг-не путать с нынешним Королёвым, который вообще расположен не на западе, а совсем даже под Москвой (если кто-то этого ещё не знал). Между своими-Кёниг, в шутку-Калиниберг. Но мы отвлеклись от темы.

Преимущества Калининграда не ограничиваются тем фактом что он бывший Кёнигсберг, нет их гораздо больше. Но мы коснемся только одного из них, а именно: в самом центре Калининграда расположена настоящая-пренастоящая заброшенная железная дорога. Гип-гип ура! То, что надо!

Итак, вы уже знаете куда поехать в ближейшем отпуску.

После базового комплекта местных достопримечательностей, типа : «Посмотрите направо, посмотрите налево» вы готовы для того, для чего вы собственно говоря сюда и приехали. Идем от Моспроспекта к музю мирового океана ,или к морскому музею, или к «Витязю»-не суть как важно, тем более что это все одно и тоже. Расположен сей замечательный музей на набережной Баграмяна. Удивительная, между прочим улица.

Не знаю, как насчет мирового масштаба, но в Калининграде это единственная улица, носящая два названия. На админинстративном корпусе музея висит мемориальная плита, на которой написано что в честь трехсотлетия посещения Кёнигсберга Великим посольством Петра первго улица была торжественно названа «Набережной Петра Великого». Адрес музея-наб. Петра Великого, 1. Однако, на соседнем жилом доме висит новенькая (к переписи 2002 готовились) табличка: набережная маршала Баграмяна, 1. Удивительное-рядом.

Ну так вот, идёте вы по этой улице, оставляя по левому борту подводную лодку «Б-413», стройку главного корпуса музея, администрацию того же музея, музейное судно «Витязь». И вот, сразу за «Витязем» путь ваш преграждают они .Долгожданные. Рельсы. На ближайшее время-наша путеводная нить.

Рельсы выныривают откуда-то из-под музейного забора. Сами мы туда по причине вышеупомянутого забора, а так же других препятствий (в том числе реки Преголи-купаться категорически не рекомендуется) не пойдём, но проследим взглядом. Взгляд наш непременно упрётся в ржавый памятник индустриальной эпохи-железнодорожный мост. По конструкции он очень напоминает нынездравствующий двухярусный мост, только размером поменьше. Средний пролёт давно и полностью снят. Был когда-то проект переделки сего моста в пешеходно-велосипедный, но этот проект давно и капитально похоронен местной бюрократией. Заброщенная жд уходит по этому мосту на тот берег реки и вливается там в просторы сортировочной станции.

Но мы идем в противоположную сторону, поворачиваем направо и по рельсам пересекаем улицу Петра-Баграмяна.

Будьте бдительны и осторожны! Учтите, что многие калининградские водители были, и не раз в Германии и других буржуазных и чуждых нам странах. И что такое езда по автобану знают не по наслышке. В самой Калининградской области автомагистралей как небыло, так и нет. Но привычка осталась. Ездить как по автобану, в смысле. Итак, после успешного преодоления улицы можно передохнув, кинуть взгляд назад и подивиться на необычное явление-глухое пересечение железной дороги с трамвайными рельсами.

Отойдя совсем немного можно увидеть справа от колеи бетонный дом –«свечку» советской архитектуры. Товарищ! Остановись! Перед тобой-историческое место. Именно на месте этого дома (или немного вправо/влево от него, не суть) располагалась до войны,судя по старым картам (географическим, а не гадальным) станция Лаак (Laak-так назывался при немцах и весь этот район). От станции не осталось даже воспоминания, и ничего не остаётся пытливому путешествкннику, как вздохнув прдолжать свой нелегкий путь. В нескольких метрах, однако ж, имеет смысл остановиться. Здесь можно увидеть бетонный пенёк, который был когда-то основанием рокошного семафора.  Летом девяносто девятого года он еще стоял. Вид был потрясающим, с налётом сюреализма-высокий железнодорожный светофор во дворе мнгоэтажки! Однако к лету 2001 его уже ликвидировали любители вторчермета. Я так и не сделал фотографии сего примечательного объекта. Каюсь...

Кстати-на светофоре, снизу стояла дата-1956 год (во какая у меня память!) ,что дает некоторое представление о времени закрытия дороги-не раньше сей даты, то есть.

Идём дальше. Слева от нас-бетонные дома в стиле "баракко", навевающие москвичу мыли о родном спальном районе, справа-обширное ,по непонятным причинам заасфальтированное поле. Непонятное место. Почему ничего не построили? Почему заасфальтировали? Загадочности добавляет Стена. Одинокостоящая, приличных размеров. Шириной под пол-метра. И ни одного окна. Стена, явно немецких времён. Но почему такая странная-без окон? Почему от остального здания ничего не осталось? Ведь остальные стены должны были быть такими же прочными. Или может быть всё остальное снесли после войны? Но тогда почему же одну всё-таки оставили? Вопросы, вопрсы... Без ответов.

Впрочем, возможно ничего этого вы и не увидите. Дело в том, что местные бизнесмены порешили стену снести, а на её месте построить магазин «Алтынъ». А на месте жд ветки-подъездную дорогу. Калининград, мол, самый автомобильный город России-без подъездной дороги-никак. А на месте пустыря-стоянку. Гады-капиталисты, одним словом. Но ничего у них из этой затеи не выйдет, скажу я вам. В лучшем случае обанкротятся. Место это нехорошее потому-что. И не строили там раньше ничего по этой же причине. И народ ходит по самому краю пустыря, хотя напрямик через него было бы ближе. И гаражей там почти нет, за исключением нескольких, и те к самому краю жмутся. Даже пацаны, и те там в футбол не играют. Нехорошее место одним словом. Гиблое.

Здесь можно передохнуть, оглянуться назад, и с новыми силами двинуться вперед. Вскоре рельсы уходят под забор «Калининграджилстроя». Хотя, может уже и не уходят. Научились наконец быстро строить. Прогресс! Но если всёж-таки уходят, то придётся вам временно выпустить из рук путеводную нить (в смысле железнодорожную ветку). «Нормальные герои всегда идут в обход!» Отныне и нам (так как я незримо нахожусь рядом с вами, наподобие ангела-хранителя) придётся руководствоваться этим девизом. Есть два варианта. Можно пойти направо, огородми-дворами. Но там неместному немудрено и заблудиться. Поэтому пойдём мы налево. Кстати, пойдём-на-лево: звучит как музыка. Так вот, идём мы в этом самом направлении, проходим мимо странного здания, в прошлом школьной теплицы (к школе-то мы и идём), а ныне нечто вроде склада, вместо стекла-листовое железо. Вид-ужас.

Выходим на футбольне поле , принадлежещее учебному завкдению. Первоночально оно называлось «Школа №35», потом-«Школа-лицей №35», а ныне-«Лицей №35». №35, хотя других лицеев в городе нет. Есть гимназия, есть даже колледж (и не один), а лицея нет. И тем не менее-№35.

Я пользуюсь своим положением, что бы попросить читателя сих скромных заметок почтить минутой молчания тот факт, что именно в этом учебном заведении учился я на протяжении семи лет. На что угробил я лучшие свои годы, господа?

Мы доходим до футбольного поля, поворачиваем направо на 90° и идём вдоль этого же поля, осталяя школу слева от нас. Дойдя до конца поля спускаемся по лесенке на тротуар и поворачиваем опять же вправо. Слева от нас остаётся новостройка и магазин «Вестер», он же бывший «Торговый центр 400», а в далекие времена-вообще магазин «Богатырь». Между прочем, аборигены зачастую так его до сих пор и называют. Правда топоним этот постепенно вымирает. Справа-проходная какой-то базы. Кстати, о новостройке. В конце восьмидесятых на том месте начали уже чегой-то сстроить, но тут как гром среди ясного неба грянула перестройка, и как следствие образовался долгострой. Остался только лес свай, вбитых совсем неглубоко. Пейзаж был прям-таки инопланетный. Но пару лет назад место застолбила какая-то молодая, но очень активная строительная фирма, и к лету 2002 уже почти возвела жилой дом. Но я как всегда отвлёкся от темы.

Сразу за «Вестером» мы опять попадаем на железную дорогу. Здесь оборудован, причём брусчаткой, настоящий переезд. Непонятно только зачем. Здесь же каждое лето продают из бочки квас. Этой возможностью грех не воспользоваться. Потягивая исконно русский напиток можно ещё раз глянуть, но теперь уже с другой стороны на уходящие под забор рельсы.

Продолжаем движение в верном направлении. Слева от нас остаётся фасад «Вестера», справа-бензоколонка, а вдалеке уже видно как рельсы бесстрашно пересекают Моспроспект. Московский прспект, то есть. Но прежде чем уподобиться рельсам и тоже пересечь Моспроспект, мы подойдём чуть поближе и осмотрим ещеё один интересный объект . Это опять глухое пересечение железной дороги с трамвайными рельсами. Но сей раз трамвайные пути не разобраны. Правда, и ездят трамваи здесь не часто. Маршрута здесь нет, по рельсам трамваи гоняют на капремонт на вагонку (вагонзавод-выпускает вагоны-самовалы и всякую мелочь типа вилочных автопогрузчиков)

Осторожно, опасаясь милиции (перехода здесь нет) пересекаем Московский и идём к строению, которое прямо-таки дышит историей. Это-железнодорожные ворота, одни из семи городских ворот Кёнигсберга. Вся оборонительная система, включаящая не только ворота, но также валы и разные там казематы и казармы (кому интересно-всё это сохранилось в райное улицы Литовский вал. Там и парк рядом хороший есть, только загаженный) была построена в шестидесятых годах позапрошлого века. Уникальность Железнодорожных ворот кроется в их названии. Это единственные ворота, через которые проходили/проезжали не пешеходы и телеги , а поезда. На воротах красуется эмалированная табличка, информируящая пытливого путника о том когда и для чего были они построены , а так же что ворота охраняются государством. Но восприятие информации несколько затруднено в связи с тем, что поверх этой таблички прибита другая, жестяная, на которой красуется одно слово: ВОРОТА.

Правда рельсы через ворота уже не идут. Вернее идут но идут тайно, можно сказать подпольно. Дело в том, что не так давно поверх рельс (не снимая их, видно как рельсы уходят под бетон) положили плиты и устроили пешеходную дорожку к Парку Победы. Об этом парке попозже.

Проходим под воротами, пересекаем по мостику заросший тиной пруд. Над нами нависает мемориал 1200 гвардейцам, для которых штурм Кёнигсберга стал последним боем в их жизни.

Подходим к новому парку победы. Вот сейчас я и расскажу о нём. Но сначала-предупреждение. Я не в коем случае не против увековечения памяти о павших. Я против того, как это иногда у нас делается.

А было вот что. К тому времени истекал срок губернатора Горбенко. Особой популярностью он не пользовался, скорее наоборот. И вот, что бы сделать себе рекламу, он и приказал устроить этот парк. Раньше на том месте был одичавший, с 45го года не приводившийся в порядок немецкий парк. Вековые деревья, навевавшие мысли о временах давно ушедших. Одно из них, древний дуб, завоевал славу дерева чудес. Он весь, как новогодняя ёлка был увешан самыми разными предметами, от трёхколёсных велосипедов до автомобильных шин. Вандализм, скажете вы? На мой взгляд скорее концептуальное искусство, так популярное сейчас на западе. Так, вот вместо того что бы очистить, облагородить всё это, и сделать действительно красивое место отдыха горожан, все деревья безжалостно спилили. Может быть некоторые деревья и надо было уже пилить, но не все же. На месте всего этого разбили газон, посередине воздвигли памятник погибшим солдатам. Опять же я не против этого. Я обеими руками за. Но что это за памятник? Прошло немногим более года, а бетон уже кое-где крошится. На соседнем мемориале 1200 гвардейцам ничего подобного не присходит, хотя построен он был ещё в далёком сорок пятом. Далее, в «обновлённом» парке поставили всего пару мусорок. Что из этого вышло-вы догадаетесь сами. Итог: Горбенко всё равно не переизбрали, так что парадный вход даже достраивать не стали-надобность отпала.

Но всё-таки не всё так плохо. Саженцы хоть посадили. И может быть в будущем, желательно скором, на месте нынешнего творчества воздвигнут монумент, действительно достойный памяти павших. Я на это очень надеюсь.

Хотя рельсы ведут нас дальше, пока я с вами прощаюсь.

Но продолжение следует.

Иллюстрации

 

В избу-читальню

Hosted by uCoz